[Урок иностранного языка ]

Диалог. Теория (для преподавателя и не только)

Изучая или обучая иностранному языку, обязательно нужно уделить достаточно времени и формированию такого умения как общение в диалоге, так как это умение как раз и является одной из конечных практических целей изучения иностранного языка – научиться говорить, общаться на иностранном языке. Чтобы научиться общаться в диалоге нужно ознакомиться со множеством диалогов-образцов, запомнить речевые клише, которые часто используются в диалогах, выполнять упражнения, которые способны подготовить к спонтанному диалогу на какую-либо тему. Основная цель диалогов-образцов – сформировать необходимые умения и навыки общения в стереотипных ситуациях. Диалоги-образцы могут служить основой для изучения фонетики,  лексики и грамматики в контексте.

ТЕОРИЯ

Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа[1][2]) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общениякоммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Диалог (википедия)

Единицей диалога является диалогическое единство, две или несколько реплик, принадлежавших разным собеседникам и образующих единство как в плане содержания, так и в отношении структуры. Например, смысл ответной реплики vor zwei Jahren, two years ago можно понять только в составе диалогического единства:

-                   Wann warst du im Ausland?

-                   Vor zwei Jahren.

 

-                   When were you abroad?

-                   Two years ago.

Также в каждом диалоге можно выделить стимулирующие (S) и реагирующие (R) реплики.

Проанализируем диалог с позиции стимулирующих и реагирующих реплик.

-                   Good morning, Mike! How are you? (S)

-                   Good morning, Kate! I’m very well, thank you. And how are you? (R) + (S)

-                   I’m fine, thanks. How many lessons do you have today? (R) + (S)

-                   I have five. (R)

-                   OK. I have to go and see my granny. Have a nice day, Mike. Good-bye. (R) + (S)

-                   See you! (R)

По данному диалогу видно, что стимулирующей репликой может быть любая реплика (вопрос, утверждение, фраза приветствия, прощания и т.д.), также и реагирующая реплика, хотя, конечно, в общем случае, вопрос – это стимулирующая реплика, а ответ на него – это реагирующая.

 

Характеристика диалога. Трудности обучения диалогу.

 

Реактивность выражается в реакции собеседника на какую-нибудь реплику. Данная реакция может быть абсолютно любая и нужно суметь проявить ответную реакцию. У учащегося также может не хватать необходимых социальных навыков социального общения, и учитель должен помочь ему их формировать. В эти умения входят способность входить в контакт с людьми, умение вежливо отвечать на вопросы, проявление заинтересованности в том, что говорит собеседник, умение поддержать разговор и т.д. Также диалог предполагает наличие умения аудировать, то есть слушать и понимать собеседника. Здесь возникают все трудности, присущие умению аудировать.

Ситуативность выражается в наличии ситуации, которая определяет мотив говорения. Успешность диалогической общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. Поэтому чтобы замотивировать ученика на общение в учебных условиях, нужно использовать ситуацию. Ситуация – это обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него потребность говорить. Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми и фантастическими (сказочными).

Структура ситуации следующая: место, время действия и действующие лица.  Ситуации могут носить статичный или динамичный характер. При статичном характере в структуре ситуации что-то меняется, например, количество действующих лиц, их отношения, места действий.

Разновидности диалога

Выделяют следующие разновидности диалога: свободные и стандартные (типовые диалоги). Набор стандартных диалогов зависит от социальных ролей, которые нам предоставляются. Это могут быть роль ребенка или родителя, роль продавца или покупателя, роль ученика или учителя. В данных ролях мы часто попадаем в схожие ситуации, которые принуждают нас использовать относительно стандартные фразы, то есть стереотипный языковой материал, который лучше заучивать наизусть. Стандартные диалоги широко представлены во многих учебниках по иностранному языку, особенно для начального уровня.

К свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, расспросы, то есть те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями. Границы между  стандартными и свободными диалогами в реальном общении подвижны.

 

ПУТИ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГУ

 

Обучение стандартным диалогам может протекать следующим образом:

Учитель подбирает диалоги-образцы, характерные для той или иной ситуации, темы. Например, для темы «Поездка на поезде» характерны ситуации бронирования билетов, ожидания прибытия поезда, размещения в купе, и т.д. Во всех данных ситуациях может возникнуть потребность получить определенную информацию, а значит, и завести диалог. Найти подобные диалоги сейчас не составляет труда. Существует достаточно много учебной литературы, содержащей стандартные диалоги.  Ученики сначала должны познакомиться (проговаривая хором и индивидуально)  с новыми словами, речевыми клише, стандартными фразами, которые характерны данным ситуациям. Если необходимо, учитель комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации. Затем учитель сам читает диалог или проигрывает его запись.  После прочтения диалога ученики отвечают на вопросы по диалогу, совершают необходимые трансформации и т.д. потом ученики учатся быстро реагировать на определенные реплики. После ученики разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат диалог-образец наизусть. В конце учитель формулирует установку для творческих диалогов по теме, а ученики составляют собственные диалоги, основываясь на диалоге-образце и других знакомых речевых клише и в соответствии с установкой учителя.

 

Рассмотрим конкретнее некоторые этапы и типы упражнений, основанные на диалоге-образце.

Первый этап заключается в восприятии диалога на слух, затем его прочтении с целью общего понимания его смысла.

1.                Прослушайте диалог в отсутствии текста с подготовительными ориентирами (вопросами по содержанию, истинными и ложными высказываниями, ключевыми словами).

2.                Прослушайте диалог с использованием какой-либо зрительной опоры.

3.                Прослушайте отдельные высказывания для отработки правильной артикуляции звуков и интонации и прочтите диалог, имитируя оригинальное произношение.

4.                Прочитайте диалог по ролям.

Второй этап – выявление и заучивание особенностей диалога (речевых клише, устойчивых выражений и т.д.)

5.                Прочтите диалог, заполняя пропуски нужными словами и фразами.

6.                Раскройте скобки в репликах диалога.

7.                Заучите стандартные фразы из диалога.

Третий этап – воспроизведение диалога по ролям, заучивание диалога наизусть.

8.                Перескажите диалог, опираясь на ключевые слова и фразы.

9.                Переведите диалог с родного языка на иностранный.

10.             Перескажите диалог по ролям.

Четвертый этап – стимулирование диалогического общения на основе подобной, но новой ситуации.

11.             Расширьте новыми подробностями и уточнениями реплики в диалоге в соответствии с контекстом или коммуникативной задачей.

12.             Измените диалог, поменяв какую-либо реплику.

13.             Составьте свой диалог по образцу, изменив ситуацию, собеседников и т.д.

14.             Составьте свой диалог, используя определенный набор слов и выражений, микродиалогов.

Также для тренировки речи в диалоге может быть полезным разыгрывание различных мини пьес, театральных постановок различного характера сообразно возрасту участников.

Также существует 2 уровня речи в диалоге (также и в монологе): подготовленный уровень речи и неподготовленный уровень речи. Для подготовленной формы речи подходит парная работа (если планируется составить диалог с двумя собеседниками) или групповая (если подразумевается больше двух собеседников).  Если вы задаете ученикам составить дома диалог и выучить его, вы оцениваете затем их подготовленную речь, если же вы вступаете с учеником в диалог на определенную тему и ждете немедленной реакции ученика, то вы проверяете его неподготовленный уровень речи. Понятно, что при изучении какой-либо разговорной темы сначала тренируется подготовленная речь, а в конце изучения темы идет выход на неподготовленную.

Ролевые игры тренируют неподготовленную речь, так как не протекают по определенному сценарию. Для её осуществления намечается лишь общий сюжетный ход, распределяются роли и их коммуникативные намерения. Также каждому участнику желательно сделать карточку, где записана его роль, его позиция, а также даны языковые опоры. Перед самой ролевой игрой проводится серия репетиций, на которых участники знакомятся со своими героями, речевыми опорами и т.д.

Драматизация со сквозным сюжетом состоит из нескольких последовательно развивающихся актов. В первом акте разыгрывается готовый диалог. Последующие акты разыгрываются по типу ролевой игры, сюжет из первого акта развивается в новых ситуациях. В развитии сюжета активное участие принимают учащиеся, опираясь на своё воображение и фантазию.

    Также можно тренировать диалогическую речь, не используя готовый диалог, когда нужно обучить разворачиванию реплики, вкраплению микродиалогов. Пошаговое обучение диалогу можно проводить по следующим упражнениям:

 

1.                Опишите ситуацию и приведите адекватные данной ситуации реплики, учитывая функцию высказывания и используя ключевые слова (например, просьба плюс название предмета или действия, по поводу которого обращается говорящий).

2.                Опишите ситуацию и составьте к ней подходящую реплику побуждения, используя грамматический образец реплики, также составьте подходящую реплику реагирования (согласия, возражения, удивления, одобрения, отказа).

3.                Расширьте реплики реагирования (например, отразите причины отказа).

4.                Употребите другие формы реагирования (пообещайте сделать это позднее, выразите нежелание это делать).

5.                Составьте новое диалогическое единство последующих реплик побуждения и реагирования.

6.                Расширьте реплики, добавляя в них различные подробности, включая в них объяснение своих действий, описывая ситуацию, выражая желание и намерение, советуя, сообщая мнение.

7.                Составьте диалог на основе набора обязательных реплик, добавляя другие реплики по смыслу, расширьте диалог

8.                Составьте диалог из разнохарактерных микродиалогов (или реплик) к заданным ситуациям.

9.                Подберите из предлагаемого набора реплик такие, которые можно включить в текст данного диалога.

10.             Переместите в диалоге высказывания общающихся таким образом, чтобы реплики реагирования соответствовали репликам побуждения.

 

На более продвинутом уровне учеников нужно интенсивнее обучать свободным диалогам c неподготовленной речью. Для этого нужно обращать внимание на следующее:

1)                Умение ученика задавать вопросы. Здесь речь идет и о грамматически правильном оформлении вопросительного предложения, и о содержательном наполнении вопроса. Содержательно ценный, интересный вопрос подразумевает такой же ответ, что является основой хорошего, интересного диалога.

2)                Использование различных реплик реагирования, вводных структур и клишированных выражений. Здесь на помощь могут прийти стандартные диалоги, разговорники и справочники по стандартным фразам.

Как известно свободные диалоги – это беседы, дискуссии, интервью, творческие игры. Чтобы получить, например, хорошую дискуссию нужно учесть следующее. Задать открытый, проблемный, творческий вопрос. Вопрос должен быть по какой-либо реальной жизненной проблеме, так чтобы ученики смогли опереться на свой жизненный опыт, знания, так чтобы тема была им не безразлична. Учить учащихся думать самостоятельно, спорить и задавать вопросы.